
ТВОРЧЕСТВО К.Д.БАЛЬМОНТА. ПОИСКИ В ОБЛАСТИ ЗВУКА И ЦВЕТА
Скок Тамара Николаевна,
аспирант кафедры новейшей отечественной литературы и культурологии ОмГПУ,
учитель русского языка и литературы школы 135 г.Омска, учитель высшей категории
Программа представляет для учащихся особый интерес, т.к. позволяет значительно расширить их кругозор касательно литературной ситуации конца ХIХ - начала ХХ века, знакомит их с личностью уникального поэта, творчество которого почти не изучается в школьной программе, но было определяющим для многих поэтов-символистов. Кроме того, предполагается познакомить учащихся с совершенно своеобразными поисками К.Бальмонта в области звукописи и цветописи.
Цель и задачи программы: познакомить учащихся с личностью и творчеством К.Д.Бальмонта, углубить их знания о ситуации в искусстве и литературе конца ХIХ - начала ХХ вв., познакомить с основными философскими течениями того времени, развивать эстетический вкус детей, их художественно-творческие способности.
Данная программа построена на интеграции литературы и философии, истории, изобразительного искусства, литературы и русского языка:
Блок 1 "Углубление базовых знаний по литературе, знакомство с ситуацией в области философии, литературы и живописи на рубеже веков". В этом блоке для старшеклассников предлагаются следующие лекции: Критика литературно-философских течений конца ХIХ - начала ХХ века; Врубель и русский символизм. Для младших школьников параллельно предполагается лекция "Образы ведьмы и бабы-Яги в фольклоре и литературе".
Блок 2. Расширение предметного кругозора учащихся, углубление навыков анализа художественного текста: сочетание традиционного и нового. В процессе изучения творчества К.Бальмонта планируется рассмотреть следующие темы: "Звук и смысл", "Звук и цвет", "Цвет и символ" Тематическое планирование работы в этом блоке помещено после вопросов для предварительного тестирования.
Распределение выполнения поисковых работ по дням и часам:
День | Тема занятия | Кол-во часов
| тео-рия | прак-тика
| 1. | Вводная лекция. Основные течения в искусстве конца ХIХ - начала ХХ вв. Взаимопроникновения различных направлений в философии, живописи, литературе. Врубель, Блок, Брюсов, Бальмонт: соцветие созвучий.
Распределение тем поисковых работ. | 2 | 2
| 2. | Декаданс. Символизм. Истоки и развитие. Критика литературно-философских течений конца ХIХ- начала ХХ вв. (Макс Нордау, М. Горький, А. Чехов и др.) | 2 | 2
| 3. | К. Бальмонт - один из ярких представителей символизма. Эволюция творческого пути поэта. Оригинальное восприятие поэзии. Книга "Поэзия как волшебство". Поиски в области соответствия фонетики и семантики слова, особенности синтаксиса в произведениях Бальмонта. | 2 | 2
| 4. | Мотив воздуха-ветра как один из определяющих в творчестве Бальмонта. Фонетические и хроматические способы выражения сущности явлений в стихотворениях. поэта. | 2 | 2
| 5. | Поиски, эксперименты, открытия в области звукописи, цветописи. Основные теории. Теория Журавлева: плюсы и минусы. | 2 | 2
| 6. | Сочетание традиционного анализа поэтического текста с более углубленным анализом с применением знаний в области звуковых теорий. Анализ стихотворения "Тоска степей". | 2 | 2
| 7. | Составление хроматической таблицы стихотворного текста. Звуковая схема. Изучение особенностей кольцевой звуковой и цветовой композиции текста. | 2 | 2
| 8. | Особенности прозы К. Бальмонта. Основные мотивы, ключевые образы. "Дыхание" прозы. | 2 | 2
| 9. | К.Д.Бальмонт в воспоминаниях современников. Мемуары А.Эфрон, М.Волошина, М.Цветаевой и др. | 2 | 2
| 10. | Значение творчества К.Бальмонта для русской литературы. Индивид. занятия по материалам поисковых работ. | 2 | 2
| 11. | Индивид. занятия по материалам поисковых работ. | | 4
| 12. | Индивид. занятия по материалам поисковых работ. | | 4
| 13. | Заключительная научно-практическая конференция НОУ. | | 8
| |