
ОСНОВЫ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ
Колоколов Алексей Александрович,
ведущий специалист Омского областного комитета государственной статистики,
аспирант Института экономики и организации промышленного производства СО РАН
В современной России в условиях значительного оживления экономической деятельности одним из основных условий долгосрочного эффективного развития государства становится формирование новой экономической элиты, мышление которой должно быть сформировано исходя из следующих принципов:
· преодоление советских и постсоветских политических и экономических стереотипов;
· владение теориями и практическими инструментами современной экономической науки;
· развитие российской организационной культуры, предпринимательского духа.
Главным инструментом воспитания нового экономического поколения следует считать развитие экономического образа мышления населения России, начиная с учеников средних и старших классов общеобразовательных учреждений. Существующие педагогические программы по курсу "Основы экономики" для старших школьников, преимущественно основанные на концептуальных положениях экономической теории, в недостаточной мере позволяют учащимся осознать механизмы реальных экономических процессов, адекватно применить научные знания на практике.
Предлагаемая программа призвана содействовать приобретению школьниками экономической грамотности, навыков эффективной управленческой деятельности, устранению разрыва между экономической наукой и экономической действительностью. Цель: развитие российского экономического образа мышления учащихся. Задачи:
· ознакомление учащихся со структурой, генезисом, основными теоретическими положениями и принципами экономической науки;
· раскрытие взаимосвязей между теоретической экономикой и практической деятельностью экономиста;
· обучение современным практическим инструментам анализа экономических процессов, управления ими;
· развитие эрудиции в области экономических знаний и смежных научных направлениях;
· формирование навыков принятия управленческих решений в условиях дефицита ресурсов (временных, материальных, информационных);
· развитие аналитического мышления и творческих способностей учащихся;
· привитие опыта выполнения практических заданий, участия в деловых совещаниях, развитие коммуникативных способностей;
· воспитание экономической культуры, элементов профессионализма;
· профессиональная ориентация старшеклассников;
· содействие реализации общей концепции школы-лагеря "Летняя Академия - 2001" НОУ "Поиск".
Содержание программы: блок 1 "Обеспечение проведения массовой интеллектуально-экономической игры "Академический банк "НОУ-банк", 22 часа; блок 2 "Расширение предметного кругозора по экономике", 56 часов; блок 3 "Интеллектуальные игры и соревнования", 18 часов.
Программа включает как освоение теории и практики чистой экономической науки, так и изучение смежных дисциплин, предмет исследования которых непосредственно влияет на характер экономических процессов, способы их изучения. Среди них следует выделить:
· основы менеджмента: управленческое обеспечение эффективности экономической деятельности организации;
· гражданское право: правовое регулирование экономических процессов;
· теорию статистики: методическое обеспечение сбора и обработки количественной информации о происходящих экономических процессах, их прогнозировние;
· психологию: исследование и прогнозирование "человеческого фактора" в экономическом развитии общества.
Интеллектуально-экономическая игра "АБ "НОУ-банк" является практическим элементом программы "Основы экономических знаний", позволяющим участникам секции "Экономика" - менеджерам банка - определить взаимосвязь между лекционным материалом и его применением в конкретных экономических ситуациях, а также обеспечить эмпирическую основу научно-исследовательским работам.
Основная цель практической составляющей программы: оптимизация денежного обращения в Летней Академии -2001. Задачи:
· сбор, обработка и анализ информации о текущем состоянии денежного обращения;
· разработка и внедрение банковских инструментов;
· формирование пакета финансовой отчетности, функционирующей в Летней Академии;
· обеспечение нормативно-правовой базы, административной поддержки деятельности Академического банка "НОУ-банк";
· информационное сопровождение интеллектуально-экономической игры;
· максимальное привлечение старшеклассников к участию в игре;
· содействие реализации основной цели программы в рамках Летней Академии.
Программа лекционных и практических занятий участников секции "Экономика" включает базовые положения экономических знаний, построена исходя из возрастных интересов и мотивации старших школьников, направлена на развитие их экономического образа мышления и имеет прикладной характер. Каждое занятие имеет единую дидактическую схему.
1) Стимулирование мотивации школьников к изучению предмета лекции.
2) Изучение основных положений, структуры экономических знаний по отдельным направлениям.
3) Знакомство с возможностями практического применения полученных знаний, в том числе в работе менеджера АБ "НОУ-банк".
4) Диагностика полученных знаний, подведение итогов, обратная связь.
5) Консультации по выполнению научно-исследовательских проектов.
Программа включает две группы вопросов для интеллектуальных игр и соревнований с точки зрения наличия необходимых знаний, умений и навыков для их разрешения:
1) на эрудицию в области экономических знаний и смежных научных дисциплин.
2) на логическое мышление, сообразительность и умение рассуждать.
Внутрисекционная игра "Аттестация банковского персонала" включает использование инструментов внутреннего аудита: тестирование, анализ поведения в реальных экономических ситуациях, личное собеседование.
Алгоритм проведения интеллектуально-экономической игры "АБ "НОУ-банк".
1. Разработка концепции игры, нормативно-правовой базы деятельности банка, информационная подготовка администрации и педагогического состава (предварительно, 1 день).
2. Подготовительные мероприятия по открытию офиса банка, техническому обеспечению игры (предварительно, 1-2 дни).
3. Кадровое обеспечение деятельности банка: набор, оценка и распределение по должностям менеджеров банка, знакомство с должностными функциями, правами, обязанностями и ответственностью, системой мотивации и внутреннего контроля. Оформление корпоративной культуры (2 день).
4. Информационная, техническая, маркетинговая и финансовая подготовка к открытию банка. Установление порядка документооборота. (3 день).
5. Официальное открытие банка: начало интеллектуально-экономической игры в Летней Академии. (4 день).
6. Стабилизация выполнения текущих банковских операций, информационное сопровождение, незначительные маркетинговые проекты (5-7 дни).
7. Выходной (8 день).
8. Разработка новых банковских продуктов, алгоритмов внештатных ситуаций, обеспечение текущих операций и маркетингового сопровождения (9-10 дни).
9. Внутрисекционная игра "Аттестация банковского персонала" (10 день).
10. Внедрение новых банковских продуктов, организация внештатных ситуаций, проведение агрессивной денежной политики, выполнение текущих операций (11-14 дни).
11. Выходной, анализ деятельности банка (15 день).
12. Подготовка научно-исследовательских работ, посвященных итогам интеллектуально-экономической игры, выполнение текущих операций (16 день).
13. Официальное закрытие банка, прекращение денежного обращения, окончание игры. Выступление с научно-исследовательскими работами на заключительной конференции НОУ (17 день).
В программу включены следующие лекции.
1. "Обзор экономических проблем современной России".
2. "Экспресс-обзор экономической науки: микроэкономика".
3. "Экспресс-обзор экономической науки: макроэкономика".
4. "История экономической мысли".
5. "Финансы. Банковское дело. Кредит".
6. "Основы экономики организации".
7. "Внутрифирменное планирование. Бизнес-планирование".
8. "Общая теория статистических исследований".
9. "Основы маркетинговой деятельности".
10. "Технология карьеры".
11. "Основы менеджмента".
Темы научно-исследовательских работ.
1. "Модель денежного обращения в Летней Академии - 2001".
2. "Эффективность маркетинговой поддержки банковской деятельности".
3. "Оценка эффективности банковского инструмента" - по видам инструментов.
4. "Теневая экономика в Летней Академии - 2001 и методы ее оценки".
5. "Модель экономического кризиса в Летней Академии - 2001".
6. "Уровень благосостояния учащихся Летней Академии - 2001".
7. "Оценка экономической грамотности школьников".
В процессе обеспечения хода игры у менеджеров банка могут возникнуть другие направления и темы научно-исследовательских работ.
|