Введение в методику социологического исследования

Огородникова Ирина Анатольевна, к.ф.н., доцент, зав. кафедрой социологии и политологии ОмГУ
Предмет “обществознание”, который постепенно осваивается в школах, включает в себя блок социологического знания. Однако школьный курс представляет социологию, в основном, в традициях курса обществознания 70-х годов. В настоящее время социология занимает все более значительное место в сознании широкого круга людей. Прежде всего, это касается прикладной социологии, результаты исследования которой постоянно появляются в СМИ. Методика социологических исследований представляет собой важнейший раздел социологии, поскольку здесь закладываются навыки и умения в постановке и решении прикладных задач. Кроме того, знакомство с методикой позволяет преодолеть сложившиеся предрассудки относительно эмпирических социологических исследований. Одним из таких предрассудков является представление о том, что главное в социологии – правильно посчитать. Знакомство с методикой и техникой исследования должно убедить школьников в важности освоения методологии, в частности – в необходимости формирования культуры работы с понятиями, без которой невозможно научно понимать и объяснять поведение людей. В этом своем значении изучение данной программы позволит школьникам легче освоить школьный курс “обществознания”. Знакомство с методикой социологического исследования выходит за рамки школьной программы, но доступно пониманию школьников. Являясь аспектом дополнительного образования, данный курс имеет также профориентационное значение.


Цели программы.
  • Ознакомить учащихся с основными понятиями и методами конкретного социологического исследования.
  • Сформировать у учащихся некоторые умения и навыки подготовки и проведения исследования.
  • Провести профориентационную работу со школьниками.

Задачи программы. Учащиеся должны:
  • усвоить основные понятия, при помощи которых социологи изучают общество;
  • научиться избегать обобщений на основании только личного опыта;
  • развить здоровый скептицизм по отношению к упрощенным объяснениям поведения людей в обществе;
  • получить представление об основных задачах всех этапов социологического исследования;
  • научиться формулировать цель, проблему исследования, определять его объект и предмет;
  • научиться выбирать адекватный задачам метод исследования;
  • получить первичные навыки создания инструментария, организации и проведения исследования;
  • получить первичные навыки обработки и обобщения материала.

Содержание программы

День

Тема занятия

Кол-во часов

теория

практика

 

Лекция “Специфика социологического подхода к изучению общества”

Решение задач.

2

2

 

Лекция “Методы эмпирического социологического исследования”

Решение задач.

2

2

 

Лекция “Социальная проблема - исходный пункт исследования”

4

 
 

Лекция “Программа эмпирического социологического исследования”

Индивидуальная работа по определению проблем исследования.

2

2

 

Лекция “Проблемы выборки в социологическом исследовании”.

Решение задач.

2

2

 

Лекция “Системное изучение объекта – составная часть программы исследования”

Решение задач.

2

2

 

Лекция “Особенности метода массового опроса”

Защита проекта исследования

2

2

 

Лекция “Составление отчета по результатам исследования”

Защита проекта исследования

2

2

 

Индивидуальная работа по материалам исследования

 

4

 

Индивидуальная работа по материалам исследования

 

4

 

Лекция “Общество как социальная система”

Тестирование

3

1

 

Подготовка к заключительной конференции

 

6

 

Заключительная научн.- практ. Конференция НОУ

 

6


Данный курс интегрируется с курсами информатики, психологии, экономики, языкознания, журналистики. Программа реализуется путем:
  • изложения лекционного материала,
  • тестирования
  • решения и обсуждения задач, закрепляющих лекционный материал,
  • индивидуальной работы с учащимися по определению проблемы исследования,
  • индивидуальной работы с учащимися по создания программы, инструментария исследования,
  • индивидуальной работы с учащимися по организации исследования,
  • индивидуальной работы с учащимися по обобщению материала и составлению отчета.

Предлагаемая тематика поисковых работ.

  1. Особенности проведения интервью с участниками летней Академии наук.
  2. Характеристика ценностных ориентаций (уточнить по желанию слушателей летней Академии наук).
  3. Социальная характеристика образа “летняя Академия наук” в сознании ее участников.
  4. Социальный состав слушателей летней Академии наук.
  5. Проблемы и перспективы развития летней Академии наук (метод “проблемное колесо”).

Задачи, решаемые при выполнении поисковых работ школьниками.

  • научиться формулировать цель, проблему исследования, определять его объект и предмет;
  • научиться выбирать адекватный задачам метод исследования;
  • получить первичные навыки создания инструментария, организации исследования;
  • развить навыки коллективной работы;
  • получить навыки интервьюирования;
  • научиться обобщать полученный материал,
  • научиться формулировать выводы и предложения по результатам исследования.
Метод реализации поисковых работ. Учащиеся разбиваются на 5 бригад. Каждая бригада занимается определенной темой: разрабатывает программу, инструментарий, обобщает результаты. Полевая работа проводится одновременно всеми участниками секции по единой анкете. Это экономит время, материалы, оптимизирует процедуру опроса, развивает навыки организации исследования. Поэтому инструментарий и процедура опроса, координация его с иными методами, должны быть согласованы между всеми бригадами. После этапа сбора информации каждая бригада обрабатывает и обобщает свою часть данных, имея право воспользоваться любым собранным совместно материалом.
По желанию учащихся возможно проведение экспресс опросов в течение всего сезона по внутрилагерным текущим событиям. Экспресс опросы позволят участникам секции освоиться в роли интервьюера, а всем остальным – в роли респондента.