
Введение в методику социологического исследования
Огородникова Ирина Анатольевна,
к.ф.н., доцент, зав. кафедрой социологии и политологии ОмГУ
Предмет “обществознание”, который постепенно осваивается в школах, включает в себя блок социологического знания. Однако школьный курс представляет социологию, в основном, в традициях курса обществознания 70-х годов. В настоящее время социология занимает все более значительное место в сознании широкого круга людей. Прежде всего, это касается прикладной социологии, результаты исследования которой постоянно появляются в СМИ. Методика социологических исследований представляет собой важнейший раздел социологии, поскольку здесь закладываются навыки и умения в постановке и решении прикладных задач. Кроме того, знакомство с методикой позволяет преодолеть сложившиеся предрассудки относительно эмпирических социологических исследований. Одним из таких предрассудков является представление о том, что главное в социологии – правильно посчитать. Знакомство с методикой и техникой исследования должно убедить школьников в важности освоения методологии, в частности – в необходимости формирования культуры работы с понятиями, без которой невозможно научно понимать и объяснять поведение людей. В этом своем значении изучение данной программы позволит школьникам легче освоить школьный курс “обществознания”. Знакомство с методикой социологического исследования выходит за рамки школьной программы, но доступно пониманию школьников. Являясь аспектом дополнительного образования, данный курс имеет также профориентационное значение.
Цели программы.
- Ознакомить учащихся с основными понятиями и методами конкретного социологического исследования.
- Сформировать у учащихся некоторые умения и навыки подготовки и проведения исследования.
- Провести профориентационную работу со школьниками.
Задачи программы. Учащиеся должны:
- усвоить основные понятия, при помощи которых социологи изучают общество;
- научиться избегать обобщений на основании только личного опыта;
- развить здоровый скептицизм по отношению к упрощенным объяснениям поведения людей в обществе;
- получить представление об основных задачах всех этапов социологического исследования;
- научиться формулировать цель, проблему исследования, определять его объект и предмет;
- научиться выбирать адекватный задачам метод исследования;
- получить первичные навыки создания инструментария, организации и проведения исследования;
- получить первичные навыки обработки и обобщения материала.
Содержание программы
День |
Тема занятия |
Кол-во часов |
|
|
теория |
практика |
|
Лекция “Специфика социологического подхода к изучению общества”
Решение задач. |
2 |
2 |
|
Лекция “Методы эмпирического социологического исследования”
Решение задач. |
2 |
2 |
|
Лекция “Социальная проблема - исходный пункт исследования” |
4 |
|
|
Лекция “Программа эмпирического социологического исследования”
Индивидуальная работа по определению проблем исследования. |
2 |
2 |
|
Лекция “Проблемы выборки в социологическом исследовании”.
Решение задач. |
2 |
2 |
|
Лекция “Системное изучение объекта – составная часть программы исследования”
Решение задач. |
2 |
2 |
|
Лекция “Особенности метода массового опроса”
Защита проекта исследования |
2 |
2 |
|
Лекция “Составление отчета по результатам исследования”
Защита проекта исследования |
2 |
2 |
|
Индивидуальная работа по материалам исследования |
|
4 |
|
Индивидуальная работа по материалам исследования |
|
4 |
|
Лекция “Общество как социальная система”
Тестирование |
3 |
1 |
|
Подготовка к заключительной конференции |
|
6 |
|
Заключительная научн.- практ. Конференция НОУ |
|
6 |
Данный курс интегрируется с курсами информатики, психологии, экономики, языкознания, журналистики. Программа реализуется путем:
- изложения лекционного материала,
- тестирования
- решения и обсуждения задач, закрепляющих лекционный материал,
- индивидуальной работы с учащимися по определению проблемы исследования,
- индивидуальной работы с учащимися по создания программы, инструментария исследования,
- индивидуальной работы с учащимися по организации исследования,
- индивидуальной работы с учащимися по обобщению материала и составлению отчета.
Предлагаемая тематика поисковых работ.
- Особенности проведения интервью с участниками летней Академии наук.
- Характеристика ценностных ориентаций (уточнить по желанию слушателей летней Академии наук).
- Социальная характеристика образа “летняя Академия наук” в сознании ее участников.
- Социальный состав слушателей летней Академии наук.
- Проблемы и перспективы развития летней Академии наук (метод “проблемное колесо”).
Задачи, решаемые при выполнении поисковых работ школьниками.
- научиться формулировать цель, проблему исследования, определять его объект и предмет;
- научиться выбирать адекватный задачам метод исследования;
- получить первичные навыки создания инструментария, организации исследования;
- развить навыки коллективной работы;
- получить навыки интервьюирования;
- научиться обобщать полученный материал,
- научиться формулировать выводы и предложения по результатам исследования.
Метод реализации поисковых работ. Учащиеся разбиваются на 5 бригад. Каждая бригада занимается определенной темой: разрабатывает программу, инструментарий, обобщает результаты. Полевая работа проводится одновременно всеми участниками секции по единой анкете. Это экономит время, материалы, оптимизирует процедуру опроса, развивает навыки организации исследования. Поэтому инструментарий и процедура опроса, координация его с иными методами, должны быть согласованы между всеми бригадами. После этапа сбора информации каждая бригада обрабатывает и обобщает свою часть данных, имея право воспользоваться любым собранным совместно материалом.
По желанию учащихся возможно проведение экспресс опросов в течение всего сезона по внутрилагерным текущим событиям. Экспресс опросы позволят участникам секции освоиться в роли интервьюера, а всем остальным – в роли респондента.
|