АДМИНИСТРАТИВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОМСКИМ ПРИИРТЫШЬЕМ В XVIII - XIX ВЕКАХ. ЗАПАДНО-СИБИРСКИЕ И СТЕПНЫЕ ГЕНЕРАЛ-ГУБЕРНАТОРЫ. МЕТОДИКА КРАЕВЕДЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

Сорокин А.П., научный сотрудник СФ РИК, педагог дополнительного образования ГДТДиЮ, ассистент кафедры Отечественной Истории ОмГПУ
Курс призван вооружить учащегося знаниями и навыками, необходимыми для дальнейшей самостоятельной историко-краеведческой работы. Основной акцент в программе уделяется истории развития административного управления Западной Сибирью и Казахстаном и освоения русскими Омского Прииртышья в XVIII-XIX вв. Программа предусматривает обзор основных источников по истории родного края, методов их выявления и использования как в научной, так и в практической работе. Курс призван также сообщить учащемуся, в том числе - сельскому, необходимый минимум знаний по истории Омска и области, необходимый как для самостоятельной исследовательской работы по месту жительства, так и для развития общей гуманитарной культуры.
Цель программы: пробудить познавательный интерес к Омскому региону, историческому краеведению, дать первоначальные познания об истории нашего края XVIII - XIX вв. Задачи:
  • Приобщить детей к культурно-историческому наследию региона, вооружить их знаниями о прошлом Сибири.
  • Воспитывать бережное, уважительное отношение к историческому наследию, способствовать формированию чувства ответственности за судьбу "малой Родины", России.
  • Заложить навыки самостоятельной работы с исторической литературой, картами-схемами, справочниками, музейной экспозицией и музейными экспонатами, архивными документами; вовлечь в процесс сохранения историко-культурных ценностей
  • Способствовать формированию общей культуры учащихся, гуманитаризации их образования.

Содержание программы:
блок-1 "Углубление базовых знаний по региональному компоненту - историческому краеведению Омского Прииртышья", 22 часа;
блок-2 "Расширение предметного кругозора по Историческому краеведению и музееведению: история административного управления Омским Прииртышьем XIX в.", 56 часов;
блок-3 "Интеллектуальные игры и соревнования", 18 часов. Данная программа предполагает работу на стыке с источниковедением, этнографией, вспомогательными историческими дисциплинами, теоретическим и практическим музееведением.
В работе с учащимися 9-11 классов применяются разнообразные современные обучающие и психолого-педагогические методы работы. Наряду с традиционными формами лекций и бесед, также применяются формы, заимствованные из музейной практики: экскурсии по памятникам истории и культуры, тематические экскурсии, краеведческая поисковая экспедиция, обучение учащихся формам экскурсионно-лекционной работы. Традиционно проводится викторина "Колесо истории".
Тема лекционного занятия в блоке-1: Сущность исторического краеведения как науки и его связь с другими историческими дисциплинами. Краеведческая библиография. Основные этапы развития омской краеведческой науки. Энтузиасты-подвижники омского краеведения на службе науке: М.М. Сиязов, А.Н. Седельников, А.Ф. Палашенков. Тема практического занятия в блоке-1: Работа с письменными источниками, классическими краеведческими трудами для самостоятельного разрешения проблемных вопросов истории омского краеведения в XX веке. Примечание: Возрастная дифференциация производится за счёт большего углубления в тематику и источники.
Программу выполнения научно-исследовательских (поисковых) работ не менее, чем по 3-5 темам с указанием примерной тематики работ для 1-3 исполнителей (бригады) на каждую. Желателен 100%-ный охват выполнением поисковых исследований слушателей секции (15 учащихся):
День Тема занятия в блоке-2 Часов
1 Сущность исторического краеведения и его связь с другими историческими дисциплинами. Краеведческая библиография. Основные этапы развития омской краеведческой науки. 4
2 Классификация исторических источников. Методика сбора и фиксации этноархеологических источников 4
3 Выбор темы для научного доклада. Структура научной работы Основные группы источников по истории Омского Прииртышья 4
4 Административные границы в Западной Сибири в XVIII- XIX вв. Пограничные линии. Сибирь и Степь: джунгары, калмыки, киргиз-кайсаки. Концепция "Фронтира". 4
5 Губернская реформа 1775 года. Создание Тобольского наместничества. Омск - уездный город(1782-1797). "Заштатный" Омск при Павле I 4
6 Сибирское генерал-губернаторство. Деятельность генерал-губернатора Селифонтова. "Проконсул Сибири" И.Б. Пестель. Сибирское линейное казачье войско. Г.И. Глазенап. 4
7 Реформы графа Сперанского. Создание Западно-Сибирского генерал-губернаторства. Деятельность П.М. Капцевича. Омск - столица генерал-губернаторства. 4
8 Сбор полевого этносоциологического и археологического материалов по истории сел Красноярка и Чернолучье: экспедиция. 4
9 Омская область(1822-1838): цели создания и административные границы. С.Б. Броневский. Генерал-губернаторы И.А.Вельяминов , Н.С. Сулима, П.Д.Горчаков. Упразднение Омской области. 4
10 Генерал-губернаторы Г.Х. Гасфорд, А.О. Дюгамель, А. П. Хрущов. Создание Акмолинской области. 4
11 "Просвещенный покровитель края" Н.Г. Казнаков. ЗСО ИРГО (1877-1917). Генерал-губернатор Г.В. Мещеринов. Упразднение Западно-Сибирского генерал-губернаторства.4
12 Подготовка к конференции 6
13 Заключительная научно - практическая конференция НОУ

Примерная тематика исследовательских работ учащихся:
Бригада-1 и 2: Анализ литературного материала по теме "Историко-краеведческий словарь о деятельности генерал-губернаторов Западной Сибири"; (для учащихся с низким входным баллом).
Бригада-3. Создание и обработка электронной базы данных по теме "Хроника истории Омского Края (1870-1917)"; (предполагает владение компьютером на уровне пользователя)
Бригада-4 и 5. Сбор данных, полевое исследование по темам "Сохранение и изучение традиционной культуры средствами сельского музея на примере Красноярского школьного музея"; Индивидуальная работа (для учащихся, имеющих самостоятельные исследования и с опытом работы):
"Из истории Чернолученской церкви Св. Параскевы в XVIII-XIX вв" (сбор полевого материала, обработка письменных источников);
"Археологические памятники бронзового и раннего железного веков на территории Омского района и их современное состояние" (по археологической литературе и полевому сбору);
"Акмолинские военные губернаторы (1868-1917): штрихи к портрету" (обработка архивных данных);
"Г.Ф.Миллер - исследователь Омского Прииртышья (30-е гг. XVIII в.) на территории Омского района";
"Топография Старого Омска (по Памятным книжкам и справочникам-путеводителям и картам 1910-х гг.)".