ЛИНГВОСТИЛИСТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ТЕКСТА

Кассал Елена Владимировна, учитель русского языка и литературы школы №150 г.Омска
Обучающая значимость такого анализа очевидна: с его помощью развиваются художественные языковые способности детей, чувство языкового вкуса, воспитывается читательская культура, способность не только замечать и воспринимать образность и выразительность лучших образцов художественного слова, но и совершенствовать свою речь, прививается истинная любовь к родному языку как культурному достоянию нациии, гордость за него.
Основная цель состоит в организации систематического и целенаправленного наблюдения за использованием в художественной речи выразительно-изобразительных возможностей языковых единиц разных уровней.
Содержание программы: языковой анализ художественного текста - это серия практических занятий, которые посвящены анализу текста отдельного произведения (иногда в сопоставлении) с целью выяснения наиболее ярких образных языковых средств, которые использованы автором. Постепенно учащиеся овладевают комплексны анализом художественного текста. Структуру такого анализа можно выразить в форме плана следующим образом:
  • выяснение фонетических особенностей текста, приемов звуковой инструментовки;
  • анализ экспрессивных средств словообразования;
  • лексические образные средства;
  • грамматические (морфологические, синтаксические) средства усиления изобразительного текста;
  • особенности графического (орфографического, пунктационного) оформления текста.

Завершающим этапом работы с текстом должно стать выразительное чтение, с помощью которого учащийся показывает, как он понял произведение, может ли голосом, интонацией передать замысел автора, языковой колорит, особый ритм и мелодику языка произведения. Тематика лекций
Тема Примерное содержание работы на занятиях Кол-во часов
О русском языке (2 ч.)
О родном языке Русский язык среди других языков мира. Писатели, поэты, ученые о богатстве и выразительности русского языка. 2
Звуковые образные средства русского языка (16 ч.)
Звукопись Звуковая речь как основная форма существования языка. Особенности звуковой организации художественного текста. Звукопись в художественной речи. Аллитерация и ассонанс. Звук и смысл. Скороговорки. 7
Рифма Рифма как созвучные повторы в поэтическом тексте. Виды рифм: точная и неточная; простая и составная; усеченная; мужская и женская; смежные (парные), перекрестные, кольцевые (опоясанные). Белые стихи. Рифмованная проза. Строфа. 4
Словесное ударение Особенности словесного ударения в русском языке (силовое, подвижное, свободное). Смысловая функция словесного ударения. Стихотворный размер как заданная схема ритмического чередования ударных и безударных слогов. Размер двусложный (ямб, хорей), трехсложный (дактиль, амфибрахий, анапест). 3
Интонация Изобразительные возможности интонации. 1
Логическое ударение Логическое ударение как выделение в произношении одного из слов для усиления его смысловой нагрузки в предложении, тексте. 1
Изобразительные возможности средств письма (8 ч.)
Графика Употребление графических знаков для фиксации речи на письме. Особенности начертания и написания слов, расположение строк, знаки препинания. Приемы усиления образности художественного текста, создание зрительных эффектов с помощью средств графики:фигурное расположение текста, смена шрифтов, употребление графических средств выделения ключевых слов текста (курсив, разрядка), особые приемы включения в текст числовых обозначений. Использование знака акцента (словесное ударение) для различения словомографов в языковых каламбурах. 2
Орфография Орфография как система обязательных норм письменной речи. Сознательное нарушение орфографических норм как художественный прием и его основные функции: привлечение внимания к ключевому слову текста; источник игры слов, средство эзоповского языка. 2
Пунктуация Пунктуация как система обязательных норм письменной речи. Пунктуация и смысл высазывания. Стилистические возможности знаков препинания (?!... и др.) и сочетания знаков (!! !!! ?! ??? и т.п.). Знаки препинания как средство иносказания (эзоповского языка). Отсутствие знаков препинания в художественном тексте как изобразительный прием. Сознательное нарушение пунктационных правил как художественный прием. Индивидуальные особенности пунктуации русских писателей и поэтов. Авторские знаки. 2
Резервные занятия. Многоаспектный лингвистический анализ (фонетико-интонационные, пунктационные, графико-орфографические особенности и выразительное чтение художественного текста). 2
Лексическое богатство русского языка (20 ч.)
Слово в художественном тексте Лексическое богатство русского языка. Основные пути обогащения словарного языка: словообразование, изменениезначения слов, заимствование. Слово как основная единица языка. Лексический повтор и его виды (анафора, эпифора). 1
Переносное значение слова Прямое и переносное значение слова. Троп как образное употребление слова в переносном значении. Основные виды тропов:метафора, метонимия, олицетворение, эпитет, гипербола, сравнение, аллегория, синекдоха. Поэтизмы и слова-символы в поэтической речи. 4
Многозначные слова Стилистическое использование многозначных слов. Прием намеренного сталкивания различных значений многозначных слов. Основные функции этого художественного приема: создание комического эффекта, выражение иронии, сарказма; речевая характеристика героя и др. 2
Омонимы Виды омонимов; их экспрессивное использование в художественных произведениях для усиления изобразительности, заострения внимания к значению слова. Каламбур как словесная игра, основанная на юмористическом использовании многозначных слов и омонимов. 2
Синонимы и антонимы Стилистическое употребление синонимов и антонимов в художественной речи. Контекстуальные синонимы и антонимы. Антитеза и оксюморон, языковые средства их создания. 2
Лексика ограниченного употребления Изобразительные функции лексики ограниченного употребления (диалектизмов, жаргонизмов, профессионально-терминологической лексики): средство речевой характеристики героя, местности, в которой происходит действие и т.п. 2
Устаревшие слова Устаревшие слова как живые свидетели истории. Виды устаревших слов: архаизмы, историзмы. Стилистические функции устаревших слов в художественной речи: стилизация старинной речи, создание речевого колорита эпохи; средство придания поэтическому тексту торжественного, высокого звучания. Особенности употребления старославянизмов в художественных текстах. 2
Резервные занятия Комплексный языковой анализ и выразительное чтение художественного текста. 5
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Лотман Ю.М. Анализ поэтического текста. Л., 1978.
2. Журавлев А.П. Звук и смысл: Книга для внеклассного чтения. М., 1991.
3. Бальмонт К. Поэзия как волшебство. М., 1922.
4. Квятковский А. Поэтический словарь. М., 1966.
5. Виноградов В.В. О языке художественной литературы. М., 1959.
6. Горбачевич К.С., Хабло Е.П. Словарь эпитетов русского языка. Л., 1979.
7. Иванов В.В. и др. Еще раз о традиционной поэтической символике //Русский язык в школе. 1978. №3.
8. Иванов В.В. и др. Краткий словарь традиционных символов русской поэзии //Русский язык в школе. 1977. №4,5.
9. Лотман Ю.М. Структура художественного текста. М., 1970.
10. Солганик Г.Я. От слова к тексту. М., 1993.