
ДРЕВНИЕ ЯЗЫКИ
Абросимова Екатерина Алексеевна,
студентка IV курса филологического факультета ОмГУ
Курс предназначен для углубления школьного курса лингвистики. Обеспечивает формирование у учащихся представлений о связи латинского языка с мировой культурой, образованием, об универсальности терминов и грамматики, о связи языков; формирование языкового чутья, развитие памяти. Цель: формирование у учащихся современных представлений о структуре грамматики, об общих языковых законах на примере латыни. Задачи:
- научить правильно читать латинские слова и выражения (в т. ч. термины);
- ознакомить с азами грамматики;
- способствовать созданию элементарного лексического и фразеологического запаса;
- освоить образцы уместного употребления афоризмов.
Содержание программы: блок-1 "Углубление базовых знаний по русскому и английскому языкам (указать дисциплину курса средней школы)", 22 часа; блок-2 "Расширение предметного кругозора по общему языкознанию и романо-германской филологии (указать дисциплину факультативного курса и название факультатива)", 56 часов (50 часов подготовка и 6 часов конференция).
Интеграция программы в области других наук: составление рецептов (связь с медициной); медицинские афоризмы; биологическая терминология; латинские тексты как литературные памятники; латинские поэты и писатели; латинские историки и правители.
Механизм реализации программы: лекционный конвейер "Занимательная этимология (греко-латинские корни некоторых слов русского и английского языков)"; практические занятия и семинары: "Фонетика, морфология, словообразование и синтаксис латинского языка и его история с основными текстами".
Тематика исследовательских работ: "Гаудеамус" в рок-эквивалентах; Греческие корни имен и фамилий в лагерном населении; Даты летней школы-лагеря в пересчете на римский календарь; Латинские афоризмы, создание новых; Перевод греко-латинских фамилий в русские и наоборот.
Распределение выполнения поисковых работ по дням и часам:
День | Тема занятия
| 1. | Ознакомление с работой секции - 2 ч.
Ознакомление с темами поисковых работ - 0,5 ч.
Лекция "Принципы выполнения и написания исследовательской работы" - 1,5 ч.
| 2. | Лекция: Алфавит латинского языка и правила чтения - 2 ч.
Деление на творческие бригады по выбранным темам - 0,5 ч.
Постановка задач исследовательским группам - 0,5 ч.
Выполнение исследовательских работ - 1ч.:
1 бригада - обработка данных.
2,3 бригада - сбор данных.
4,5 бригада - планирование эксперимента.
| 3. | Лекция: "Латинские числительные и римский календарь" - 2ч.
Выполнение иследовательских работ - 2 ч.:
1 бригада - обработка данных
2,3 бригада - сбор данных
4 бригада - постановка эксперимента
5 бригада - работа на компьютере
| 4. | Лекция: "Латинские местоимения" - 2 ч.
Выполнение исследовательских работ- 2ч.:
1 бригада- отчёт, консультации преподавателя.
2,3 бригада - сбор данных
4 бригада - постановка эксперимента
5 бригада - работа на компьютере
| 5. | Лекция: "Глаголы и его основные формы" - 1ч.
"Склонение имен" - 1ч.
Выполнение исследовательских работ- 2 ч.
1 бригада - обработка данных
2,3 бригада - отчёт, консультации преподавателя
4 бригада - постановка эксперимента
5 бригада - консультации преподавателя
| 6. | Лекция: "Построение латинского предложения: общие принципы" - 2 ч.
Выполнение исследовательских работ - 2 ч.
1 бригада - консультации преподавателя, обработка данных
4 бригада - отчёт, постановка задач
5 бригада - работа на компьютере
2,3 бригада - сбор данных
| 7. | Лекция: "Причастие, их употребление и склонение "- 2 ч.
Выполнение исследовательских работ - 2 ч.:
1 бригада - отчёт
2,3 бригада - отчёт
4 бригада - выполнение эксперимента
5 бригада - консультации преподавателя
| 8. | Лекция: "Основы латинского стихосложения и поэтики, 1часть" - 2 ч.
Выполнение исследовательских работ - 2 ч.:
1 бригада - статистическая обработка данных
2,3 бригада - сбор данных
4 бригада - выполнение эксперимента
5 бригада - работа на компьютере
| 9. | Лекция "Основы латинского стихосложения и поэтики - 2ч" - 2ч.
Внутрисекционная интеллектуальная игра- 2 ч.
| 10. | Лекция "Основные принципы этимологической работы" - 2 ч.
Выполнение исследовательских работ - 2 ч.:
1 бригада - оформление демонстрационного материала
2,3 бригада - математическая обработка результатов
4,5 бригада - консультации преподавателя
| 11. | Лекция "Гаудеамус" - 2 ч.
Выполнение исследовательских работ - 2 ч.:
1 бригада - оформление демонстрационного материала
2,3 бригада - математическая обработка результатов
4,5 бригада - консультации преподавателя
| 12. | Подведение итогов работы секции - 2 ч.
Подготовка работ к конференции, консультации преподавателя - 2 ч.
| 13. | Внутрисекционная олимпиада - 3 ч.
Подготовка работ к конференции, консультации преподавателя - 1 ч.
| |