
ОСНОВЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ
Колоколова Ольга Михайловна,
педагог-психолог детского сада № 264
Школа как социальный организм отражает идеологические и социально-экономические проблемы общества. В связи с ростом темпов жизни демократизация в стране остро поставила вопросы развития активности, нравственности, способностей ее граждан. Наступило время, когда психологическая помощь должна сопровождать человека на всех этапах его жизненного пути. Как самая чувствительная часть социума подрастающее поколение больше других нуждается в поддержке психолога. Сегодня, к сожалению, мы видим, что обучение и воспитание детей и молодежи в должной степени не опираются на имеющиеся психологические знания о развитии и формировании личности. В своей практической деятельности детские психологи после усвоения абстрактно-обобщенных понятий и методик испытывают большие трудности в их применении в реальном учреждении. Обучение и воспитание ценны же только тогда, когда ведут к повышению уровня психологического развития детей. Главная цель психологической службы – содействие психическому здоровью, образовательным интересам и раскрытию индивидуальности социализирующейся личности, а также коррекция разного рода затруднений в ее развитии. Предлагаемая программа построена на принципах целостного системного подхода к теоретическому изучению базовых основ психологической науки и практическому содействию саморазвитию школьников. Программа призвана сопутствовать приобретению старшеклассниками психологической грамотности, формированию психологического мышления, устранению разрыва между психологической наукой и действительностью.
Цель программы: повысить уровень психологической грамотности старших школьников. Задачи:
· ознакомить школьников с теоретическими положениями психологии;
· углубить знания по отдельным отраслям психологии;
· способствовать овладению основными практическими психологическими инструментами по психодиагностике, психотерапии, психокоррекции, консультированию, психопрофилактике;
· содействовать развитию коммуникативных, организаторских, творческих способностей учащихся;
· формировать общеучебные умения и навыки;
· способствовать развитию психических познавательных процессов;
· развивать эрудицию в области психологических знаний и смежных научных направлений;
· воспитывать психологическую культуру, нравственные качества личности;
· содействовать установлению дополнительных формальных и неформальных отношений между участниками Летней Академии – 2001;
· способствовать реализации концепции школы-лагеря НОУ «Поиск».
Содержание программы: блок 1 «Индивидуальное психологическое консультирование и социальная реабилитация участников Летней Академии – 2001», 22 часа; блок 2 «Расширение предметного кругозора по психологии», 56 часов; блок 3 «Интеллектуальные игры и соревнования», 18 часов.
Программа включает в себя как освоение теории и практики непосредственно психологии, так и изучение смежных дисциплин, предмет исследования которых определенным образом влияет на характер психологических процессов, способы их изучения. Среди смежных дисциплин следует выделить:
· биология: обоснование закономерностей развития психики;
· эмбриология: проблемы антенатального развития человека;
· физиология: изучение высшей нервной деятельности;
· генетика: проблема соотношения врожденного и приобретенного;
· социология: изучение закономерностей взаимодействия личности и ее социального окружения;
· педагогика: учет индивидуальных особенностей личности, построение общения;
· менеджмент: управленческое обеспечение эффективности психологической деятельности;
· история: особенности душевного облика в разные времена и в разных культурах.
Проведение индивидуальных психологических консультаций предполагается осуществить с использованием двух основных групп методов воздействия: методы прямого ситуативного воздействия (беседа, интервью); методы косвенного воздействия, предполагающие расширение контекста изучаемой ситуации (проективные методики). Консультации планируется проводить по следующей технологии:
1) Установление контакта, структурирование ситуации, достижение взаимопонимания с клиентом, предоставление информации психологом о своих возможностях.
2) Сбор информации по теме, выделение проблемы, выяснение положительных возможностей клиента в решении проблемы.
3) Осмысление психологом проблемы клиента; выяснение того, что изменится в жизни консультируемого, когда желаемое произойдет.
4) Выработка альтернативных решений проблемы, обсуждение их с клиентом, создание условий для поиска новых вариантов выхода из ситуации.
5) Обобщение, переход от обучения к действию; психолог принимает усилия по изменению мыслей, действий, чувств клиента в их повседневной жизни, вне ситуации консультирования.
Лекции и практические занятия планируется проводить с учетом дифференциации степени подготовленности старшеклассников к освоению базовых теоретических знаний и мотивации к участию в развивающих практических упражнениях, играх, мероприятиях. Занятия предполагается проводить по следующей дидактической схеме:
1) Предъявление темы занятия, целеполагание.
2) Знакомство с представлениями учащихся по данному вопросу.
3) Общий теоретический обзор предмета изучения.
4) Углубление базовых знаний по отдельным направлениям темы в форме практических заданий, упражнений.
5) Расширение представлений о предмете исследования.
6) Психодиагностика учащихся в русле изучаемой проблемы.
7) Проверка усвоенного материала посредством деловой психологической игры, мини-тестирования и т.д.
8) Подведение итогов, обратная связь.
Итоговая оценка учащегося формируется исходя из результатов проверки изученного материала, а также с учетом его активности, внимательности, инициативности на занятии.
Вопросы для интеллектуальных игр и соревнований делятся на две группы с точки зрения наличия необходимых знаний, умений и навыков для их разрешения:
1) на эрудицию в области психологии по специальным отраслям (социальная, возрастная, педагогическая, общая, управления и т.д.);
2) На образно-логическое мышление и способность рассуждать.
Тематика индивидуальных психологических консультаций определяется запросом клиента. В зависимости от проблемы и исходя из возрастных особенностей старших школьников можно выделить следующие основные виды запросов и, следовательно, предполагаемые направления психологической помощи:
1) Запрос о помощи в саморазвитии – стремление научиться новым навыкам (познавательным, коммуникативным, саморегуляции) и формам поведения, желание отказаться от старых навыков и заменить их чем-то конструктивным.
2) Запрос об информации – сведения о границах нормы, о возможностях психологического изменения и его прогнозе; связан с объективным недостатком психолого-педагогической информации у подрастающего поколения.
3) Запрос о помощи в самопознании – отражает возрастные закономерности старшеклассников, часто провоцируется проблемами профориентации и трудностями общения со сверстниками.
4) Запрос о трансформации – потребность клиента начать жить как бы «с чистого листа», осознать новый смысл жизни, отделить в себе свое подлинное от чуждого и нехарактерного для себя.
5) Запрос о снятии симптома – жалобы на эмоциональные нарушения, психосоматические симптомы, коммуникативные трудности, энергетические проблемы, познавательные затруднения.
Темы образовательных лекций.
1. Психология познавательных процессов.
2. Психология общения.
3. Психология личности.
4. Психология индивидуальных различий.
5. Социальная психология.
6. Возрастная психология.
7. Психологическая диагностика и психологическое консультирование.
8. Профориентационная работа психолога.
9. Личность практического психолога.
10. Психологическая профилактика эмоциональных состояний.
11. Основы психотерапии и психокоррекции.
Темы научно-исследовательских работ:
Бригада 1. | «Проективная рисуночная диагностика личностных особенностей старшеклассников».
| Бригада 2. | Обработка полученных статистических данных по теме «Профориетационная диагностика участников ЛАН-2001».
| Бригада 3. | Анализ литературного материала по теме «Индивидуально-типологические особенности старших школьников».
| Бригада 4. | «Динамика групповых взаимоотношений в малой группе старшеклассников».
| Бригада 5. | Сбор данных по теме «Диагностика одаренности участников ЛАН-2001».
| Бригада 6. | Анализ полученных статистических данных по теме «Диагностика психических познавательных процессов участников ЛАН-2001».
| Бригада 7. | «Диагностика степени адаптированности участников ЛАН-2001».
| Бригада 8. | Обработка статистических данных по теме «Диагностика функциональной ассиметрии полушарий головного мозга старшеклассников».
| Бригада 9. | Проведение коммуникативного тренинга по теме: «Развитие общения в юношеской малой группе».
| Бригада 10. | «Диагностика эмоциональных нарушений старшеклассников».
| Бригада 11. | Анализ литературного материала по теме «Методы и приемы индивидуального психологического консультирования».
|
ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ
Даниэль Ольга Александровна,
психолог-педагог 2-й квалификационной категории, гимназия №140
Школьный курс психологии дает учащимся представление об общих психологических понятиях и носит практический характер в рамках метода самоанализа. Выбор темы основывается на актуальных потребностях подросткового возраста – в самоутверждении и общении, оценки самого себя и других. Становление нового уровня самосознания и сложных форм аналитико-синтетической деятельности является благоприятной основой для ус-воения сложной психологической категории – категории личности и методов исследования ее характеристик. Предлагаемая программа позволит учащимся углубить знания по психо-логии, расширить методы познания себя и анализа поведения окружающих в условиях ре-шения реальных исследовательских задач.
Цель программы - формирование психологической грамотности учащихся в оценке личности. Задачи: 1) понимание закономерностей формирования характеристик личности; 2) формирование научного подхода к оценке личностных характеристик; 3) развитие интел-лектуальных способностей учащихся через решение поисковых и исследовательских за-дач.
Содержание программы: блок-1 «Углубление базовых знаний по психологии. (указать дисциплину курса средней школы)», 22 часа; блок-2 «Расширение предметного кругозора по психологии личности и методам ее оценки», 56 часов; блок-3 «Интеллектуальные игры и соревнования», 18 часов. Интеграция программы в области других наук: психология – математика (методы обработки и верификации результатов ис-следований); психология – физиология (диагностика конституциональных диспозиций – психологические свойства нервных процессов); психология – социология ( проблемы со-циализации и социальных установок).
|